Но сначала — о выводах, к которым пришёл каменец. Разумеется, не обошлось без воспоминаний: «В молочном магазине покупали молоко, кефир, варенец и сметану. Опустошали, мыли баночки и бутылки, чтобы на другой день встать в очередь за свежей продукцией и сдать стеклотару в счёт цены товара. Молочная бутылка стоила 15 копеек, пивная, винная и водочная — 12. Где-то в начале 80-х годов единая стоимость за любую из принимаемых единиц выросла до 20 копеек. При средней зарплате в 120-150 рублей это явилось хорошим подспорьем к семейному бюджету. Например, за 25 бутылок человек мог заработать солидные по тем временам пять рублей и, при определённой экономии, прожить на эти деньги неделю. Но вот на дворе 2012 год. Мы позабыли, где находятся стеклоприёмные пункты, и всё выбрасываем в мусорные контейнеры. А бабушки-старушки выуживают из них банки и бутылки и ходят по городу с мешками, подбирая стеклянную тару возле скамеек и в урнах. Я решил узнать, чего стоят эти хлопоты, и был очень удивлён. Оказывается, и сейчас цена тары 20 копеек. Столько стоят пустые пластиковые бутылки. Чуть дороже — стеклянные из-под вина, водки и некоторых сортов пива — от 50 до 70 копеек. Самая высокая цена — один рубль». И вот какой вывод делает Андрей Лащенко: «Раньше на государственном уровне понимали необходимость увеличения стоимости стеклянной тары. Нынче предприниматели не видят необходимости поднимать цену, народ и так выстраивается в очередь. Вероятно, ситуация может измениться, если за дело возьмутся крупные бизнесмены в городах». Мы решили проверить, а что со стеклотарой в Екатеринбурге. Побывали в одном из приёмных пунктов. На вопросы отвечал приёмщик вторсырья (в пункте на улице Татищева принимают ещё и бумагу) Сергей. Здесь Сергей работает год, а вообще на этом поприще — уже четыре года. Замечает, что основными поставщиками стеклянной тары являются всё-таки не пенсионеры, а бомжи, приносят в больших мешках. Стоимость стандартных пивных бутылок, как утверждает Сергей, по всему городу одна — 50 копеек, некоторых винных — до 80. Любой новый вид бутылки всегда ниже этой цены. Нестандартные, с фирменными «украшениями», вообще идут по 10 копеек. Принимают и банки, в том числе из-под детского питания. Но за сущие копейки, как битое стекло, потому что они идут в лом. После приёмки стеклотару сортируют, складывают в мешки по 40 штук и отправляют на базу. В Екатеринбурге их две. Оттуда оборотная бутылка поступает на заводы, в основном, на пивные. Какая зарплата у приёмщика стеклотары, Сергей не сказал: «На жизнь хватает». Наверно, при скромном потреблении, каким славятся наши бабушки, хватает на жизнь и пенсионерке Евдокии, что заполнила ящик бутылками и получила честно заработанные 10 рублей. Всю скопленную сумму не выдала, но, например, в прошлом месяце заработала 460 рублей. Правда, это вместе с соседскими бумагой и металлом. А Сергей усмехнулся: «Бабушкам надо бы напрямую обратиться к хозяевам пивных заводов. Это они назначают цену пустой тары. До кризиса оборотная бутылка стоила один рубль, после упала сначала до 70, а потом до 50 копеек. Мы сдаём её на базу по рублю, завод принимает дороже, всем надо заработать. Некоторые производители пива поговаривают о повышении цены на тару, но пока это только разговоры». Как видим, сбор и сдача пустых бутылок — вполне реальный бизнес, а не стыдное действо. А ведь совсем недавно огромная армия людей, задействованных в его цепочке, могла остаться без небольшого, но стабильного заработка. В августе 2011-го был принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки». Одним из требований безопасности, вызвавшим возмущение экологов, стал запрет на повторное использование стеклянной тары для детского питания и алкогольной продукции. По мнению российского отделения Гринпис и других общественных организаций, этот запрет привел бы к существенному увеличению в городах стекольного мусора и снижению индустрии вторичного сырья. Как отметил руководитель токсической программы Гринпис России А. Киселёв, целям Техрегламента о направлении всей использованной стеклотары на заводы по переработке стекла не суждено осуществиться из-за того, что в нашей стране нет системы раздельного сбора мусора и мизерные цены на сдачу стеклянного боя. Как мне сказали чуть ли не в единственной в Екатеринбурге фирме по приему боя стекла, килограмм стоит 10 копеек. К тому же баночки из-под детского питания уже давно не служат оборотной тарой, а производители винно-водочной продукции сегодня предпочитают разливать горячительное только в новую посуду. Новый техрегламент вступил в силу 1 июля 2012 года. Возмущение не только российских, но и белорусских экологов возымело своё действие: за две недели до этой даты данная норма из документа была удалена. Правда, есть мнение, что не из-за правоверных экологов, а под нажимом пивоваров. Тогда почему сами пивовары и крупные сбытчики их продукции не берутся открывать новые приёмные пункты, о чём мечтает каменец Андрей Лащенко? Видимо, компаниям это просто не выгодно. Временные приёмные пункты пивовары иногда устанавливают, но исключительно в рекламных целях. Например, одна компания устроила полуторамесячную акцию, открыв временные пункты в Питере (стеклянную тару принимали по полтора рубля). А потом отчиталась в СМИ, сколько бутылок собрано, сколько электро-энергии сэкономлено, не забыла и экологические успехи помянуть. Поскольку это акция, а не постоянная работа, цели компании шиты белыми нитками — всё ради рекламы своей продукции. Справка В Европе сбор мусора раздельный. Например, в любом чешском супермаркете можно встретить аппараты по приёму использованной стеклотары. Покупатель, приобретающий напиток в стеклянной таре, сверх его цены оплачивает залог за стеклотару. Дальше он может поступать с пустыми бутылками, как пожелает, но большинство граждан предпочитает их сдавать. В России 300 автоматов для приёма пластиковых и жестяных бутылок впервые были установлены ещё в 2004 году в Москве, в Петербурге — пятью годами позже. В отличие, например, от литовских, российские автоматы выдают не чеки, которые потом можно обналичить в кассе магазина, а деньги.
источник |